Выпуск №2, 2025 - стр. 29-33

DocLearn: единое цифровое пространство для карьеры врача DOI: 10.29188/2712-9217-2025-11-2-29-33

Для цитирования: Высоцкий Л.И. DocLearn: единое цифровое пространство для карьеры врача. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2025;11(2):29-33; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2025-11-2-29-33
Высоцкий Л.И.
  • Высоцкий Л.И. – студент, 6 курс, Клинический институт детского здоровья, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, Саратов, Россия
21

ВВЕДЕНИЕ

Современное здравоохранение переживает период глубокой технологической трансформации. Глобальный переход к парадигме Health 4.0 подразумевает не только цифровизацию клинических процессов (электронные медицинские карты, телемедицина, СППВР), но и кардинальное изменение способов профессиональной коммуникации и образования врачей [1].

Однако цифровая трансформация здравоохранения ставит перед профессиональным сообществом новые вызовы. Несмотря на обилие технологий, сохраняется, а порой и усугубляется проблема фрагментации информационных потоков. Врачи сталкиваются с феноменом «информационного шума», отсутствием доверия к непроверенным онлайн-источникам и острой нехваткой удобных, консолидированных инструментов для управления собственной карьерой и траекторией непрерывного образования [2]. Поиск релевантной информации, курсов НМО и вакансий вынуждает специалиста использовать десятки разрозненных сайтов и приложений, что приводит к когнитивной перегрузке, потере времени и, как следствие, снижению эффективности профессиональной деятельности [3].

Целью данной работы является представление архитектуры, методологических основ и функционала платформы DocLearn как системного ответа на эти вызовы, а также анализ ее роли в формировании единого цифрового контура кадрового потенциала здравоохранения.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ

Необходимость создания специализированных цифровых платформ для врачей диктуется как рыночными трендами, так и государственными стратегическими инициативами.

Рыночные показатели и международный опыт

Потенциал профессиональных медицинских экосистем подтверждается глобальной статистикой. Успех американской платформы Doximity, годовой оборот которой превышает 470 млн долларов, а охват составляет более 80% всех врачей США, доказывает востребованность модели «LinkedIn* для врачей» [4]. Специализированные платформы решают задачи, с которыми не справляются универсальные социальные сети: они обеспечивают безопасность данных, верификацию участников и контекстную релевантность контента.

Российский рынок также демонстрирует готовность к подобным решениям. Рынок MedTech в России, годовой оборот которого превысил 67 млрд рублей, в 2024 году вырос на 18% [5]. Это свидетельствует о растущем запросе на цифровые инструменты со стороны медицинского сообщества.

Нормативно-правовой контекст

Разработка платформы DocLearn гармонично встраивается в текущую государственную повестку. Национальная цифровая платформа «Здоровье» реализуется в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» национального проекта «Здравоохранение». Она направлена на формирование единой системы взаимодействия пациентов, медицинских организаций и государства, объединяя ЭМК, рецепты и телемедицину [6]. Однако в этом контуре до настоящего времени отсутствовал полноценный сегмент, ориентированный на субъект оказания помощи – самого врача и его профессиональное развитие.

Дополнительный импульс развитию дает Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», вступивший в силу 5 февраля 2025 года. Он направлен на создание правовой основы для поддержки и развития креативной экономики, к которой относятся и IT-решения в сфере образования и науки. Согласно оценкам, доля креативных индустрий в экономике России может вырасти до 6% ВВП к 2030 году, а доля занятости в креативных профессиях увеличится с 4,67% до 15% [7]. В этом контексте DocLearn выступает как инструмент развития человеческого капитала в высокоинтеллектуальном сегменте экономики.

Ключевая потребность отрасли сегодня – единая точка входа для всех профессиональных задач, основанная на верификации и доверии. Отсутствие единой, доверенной экосистемы для профессионального развития и карьерного менеджмента врача является критическим барьером для эффективного обмена знаниями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: АРХИТЕКТУРА И ФУНКЦИОНАЛ DOCLEARN

Платформа DocLearn спроектирована как модульная система, объединяющая сервисы для индивидуальных пользователей (врачей, ординаторов, студентов) и институциональных участников (ВУЗов, НИИ, клиник).

  1. Концепция верифицированной цифровой идентичности

    В основе архитектуры DocLearn лежит создание единой, верифицированной цифровой идентичности (Digital Identity) для каждого медицинского специалиста. В современной литературе понятие цифровой идентичности врача рассматривается как совокупность профессиональных атрибутов, подтвержденных в цифровой среде [8].

    В отличие от статичных резюме, профиль на платформе DocLearn является динамическим, «растущим» вместе с карьерой пользователя. Он не просто фиксирует прошлые заслуги, но и отражает текущую активность. Профиль адаптируется под текущий статус пользователя (студент, ординатор, врач, научный сотрудник) и структурирован на основе официальных нормативных классификаторов РФ (номенклатура специальностей Минздрава), что обеспечивает валидность и сопоставимость данных. Это позволяет создавать сквозную траекторию профессионального развития: от студенческого билета до диплома доктора наук, сохраняя цифровой след всех достижений в едином защищенном контуре.

  2. Ключевые модули платформы

    Функционал платформы построен по модульному принципу для решения ключевых задач специалиста и организаций, что соответствует принципам построения современных экосистемных продуктов [9].

    Для специалиста:

    • Профессиональное портфолио. Является ядром системы. Это инструмент для ведения карьерного трека, структурированного хранения документов (дипломы, сертификаты, аккредитационные свидетельства) с гибким управлением приватностью, а также фиксации научных и практических достижений. В условиях перехода к периодической аккредитации возможность автоматизированной выгрузки структурированного портфолио критически важна для снижения бюрократической нагрузки на врача [10].
    • Доска объявлений (агрегатор возможностей). Централизованный агрегатор вакансий, конференций, курсов НМО и других образовательных и карьерных возможностей с мощной системой фильтрации. Данный модуль решает задачу поиска релевантной информации в разобщенном инфополе. Вместо ручного мониторинга десятков сайтов провайдеров НМО, врач получает персонализированную подборку на основе своей специальности и интересов, указанных в цифровом профиле.
    • Социальная сеть. Безопасная среда для обмена опытом, публикации клинических кейсов и профессионального нетворкинга в кругу верифицированных коллег. Мировой опыт показывает, что «сообщества практики» (Communities of Practice), перенесенные в онлайн-среду, способствуют ускоренному распространению инновационных методов лечения и поддержке принятия клинических решений [11]. Важно, что среда DocLearn изолирована от пациентов, что позволяет обсуждать профессиональные вопросы с соблюдением деонтологических норм, не опасаясь неверной интерпретации информации неспециалистами.

    Для организаций:

    Платформа предоставляет отдельные кабинеты для организаций (клиник, вузов, НИИ), превращаясь для них в операционный инструмент управления кадрами и научными мероприятиями. Модуль управления конференциями. Ключевой инновацией является модуль управления конференциями, реализованный на базе Kanbanинтерфейса. Традиционная организация медицинских конференций сопряжена с огромным объемом ручного труда: создание лендинга, рассылка по email и Telegram, сбор заявок через Google-формы, ручной перенос данных в Excel, пересылка файлов рецензентам, верстка про- граммы в Word.

    DocLearn автоматизирует этот процесс. Модуль позволяет управлять всем жизненным циклом мероприятия: от приема и слепого рецензирования тезисов до формирования интерактивной программы и автоматического награждения победителей с отражением достижений (дипломов, сертификатов участника) непосредственно в их цифровых портфолио. Это существенно снижает организационные издержки и повышает прозрачность научных конкурсов.

  3. Фундамент доверия – многоуровневая система верификации

    Одной из главных проблем открытых социальных сетей является невозможность достоверно установить квалификацию собеседника. Система верификации DocLearn четко разделяет пользователей на гостей, неподтвержденных пользователей и верифицированных специалистов.

    Верификация осуществляется через интеграцию с государственными реестрами или проверку документов об образовании/работе. Это не только создает доверенную среду для профессионального общения, исключая риск получения советов от некомпетентных лиц, но и позволяет строго соблюдать законодательство РФ о рекламе. Согласно ст. 24 ФЗ «О рекламе», информация о рецептурных препаратах и методах лечения, имеющих противопоказания, должна быть доступна только медицинским и фармацевтическим работникам [12]. Техническая архитектура DocLearn гарантирует таргетирование такого контента исключительно на подтвержденных врачей, что делает платформу безопасной площадкой для взаимодействия с фармацевтической индустрией.

ОБСУЖДЕНИЕ

Внедрение единой цифровой среды для врачей имеет ряд системных эффектов для отрасли. Во-первых, это снижение профессионального выгорания. Исследования показывают, что административная нагрузка и информационный хаос являются значимыми факторами стресса для врачей [13]. Упорядочивание процессов образования и поиска работы, а также наличие поддерживающего сообщества коллег способны снизить уровень профессионального стресса.

Во-вторых, это повышение качества медицинской помощи. Ускорение обмена знаниями через публикацию клинических случаев и доступ к актуальным образовательным мероприятиям напрямую влияет на клиническую компетентность специалиста. Концепция Life Long Learning (обучение на протяжении всей жизни) реализуется в DocLearn через бесшовную интеграцию образовательного контента в повседневную цифровую среду врача [14].

В-третьих, это аналитический потенциал. Накопление деперсонализированных данных о карьерных траекториях, популярности образовательных курсов и миграции кадров может стать ценным источником информации для организаторов здравоохранения при планировании кадровой политики регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная архитектура платформы DocLearn является комплексным решением проблемы профессиональной разобщенности в медицинском сообществе. Платформа трансформирует хаотичное информационное поле в структурированную экосистему.

Создавая единую, доверенную и функциональную среду, DocLearn способен стать ключевым инфраструктурным элементом для системы непрерывного медицинского образования, эффективного рекрутинга и развития профессиональных связей в России.

Реализация принципа

«Свобода – это не отсутствие ограничений, это умение управлять своей жизнью в пределах этих ограничений» (Stephen R. Covey) в контексте платформы означает предоставление врачу инструментов для навигации в жестко регулируемой, но полной возможностей медицинской среде.

Масштабирование платформы и интеграция ее с государственными сервисами позволит сформировать единый цифровой кадровый резерв здравоохранения, повысить прозрачность профессиональных достижений и, в конечном итоге, качество медицинской помощи населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mesko B, Drobni Z, Benyo B, Gergely B, Gyorffy Z. Digital health is a cultural transformation of traditional healthcare. mHealth 2017;3:38. https://doi.org/10.21037/mhealth.2017.08.07.
2. Hall AK, Bernhardt JM, Dodd V, Vollrath MW. The digital health divide: evaluating online health information access and use among older adults. Health Educ Behav 2015;42(2):202-9.
3. Patel R, Green W, Shahzad MW. The pervading influence of information overload in healthcare: a scoping review. J Hosp Manag Health Policy 2020;4:26.
4. Doximity, Inc. Annual Report 2023 (Form 10-K). U.S. Securities and Exchange Commission; 2023. Available from: https://investors.doximity.com/
5. Smart Ranking. Обзор рынка MedTech в России: итоги 2024 года. М.: Smart Ranking; 2024.
6. Паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Министерство здравоохранения Российской Федерации; 2019.
7. Федеральный закон от 08.08.2024 № 330-ФЗ "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации". Собрание законодательства РФ. 2024.
8. Hazzam J, Lahrech A. Health Care Professionals' Social Media Behavior and the Danger of Posting: Review of the Literature. JMIR Med Educ 2018;4(2):e12056.
9. Iyengar A, Kundu A, Pallis G. Healthcare Services Ecosystems. IEEE Internet Computing 2020;24(2):6-10.
10. Ahmed H, Carmody JB. Medical licensure and credentialing in the digital age. J Gen Intern Med 2021;36(8):2453-5.
11. Ranmuthugala G, Plumb JJ, Cunningham FC, Georgiou A, Westbrook JI, Braithwaite J. How and why communities of practice are established in the healthcare sector: a systematic review of the literature. BMC Health Serv Res 2011;11:273.
12. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция). Ст. 24.
13. Shanafelt TD, Dyrbye LN, Sinsky C, et al. Relationship Between Clerical Burden and Characteristics of the Electronic Environment With Physician Burnout and Professional Satisfaction. Mayo Clin Proc 2016;91(7):836-48.
14. Price DW, Miller BM, Rahm AK, Brace NE, Larson RS. Assessment of barriers to changing practice as a CME outcome. J Contin Educ Health Prof 2010;30(4):237-45.
Прикрепленный файлРазмер
Скачать файл217.81 кб
цифровая медицина; медицинские экосистемы; непрерывное медицинское образова- ние; профессиональные социальные сети; карьерный менеджмент; DocLearn

Я хочу получать электронную версию журнала


Мы в соцсетях

  • VK